Сведения об эксперте

Фамилия, имя, отчество: Подольский Андрей Ильич.

Место работы, занимаемая должность: заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Стаж работы по специальности: 42 года.

Ученая степень и ученое звание: доктор психологических наук, профессор.

Звания, награды и регалии: лауреат Премии Президента РФ в области образования, заслуженный профессор МГУ, почетный доктор Хельсинского университета, действительный член Международной академии образования (IAE), медаль имени Ушинского, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Результаты экспертизы

1. Главные задачи, сформулированные в Концепции (гл.4) и пути их решения, раскрытые в последующих главах, соответствуют заявленным целям образовательного комплекса.

2. Целевые индикаторы (показатели) реализации концепции, которые будут численно измерять повышение качества предоставления услуги, которые могут быть формализовано, измерены по результатам выполнения мероприятий в концепции отсутствуют. Необходимо разработать ключевые показатели эффективности, связанные с социальным заказом региона (стр.27), включающие в себя мероприятия по устранению «дефицита образовательной политики региона». 

В концепции большое внимание уделяется практическим вопросам организации обучения детей, находящихся в условиях в приемных семей.  Основной результат деятельности образовательного комплекса – это реабилитированный, социализированный, подготовленный к самостоятельной жизни в обществе ребенок. Но в первую очередь – это результат деятельности профессионального замещающего родителя. Более того, большинство детей приходят в замещающие семьи из неблагополучных семей. Для таких детей характерны такие особенности как задержка психического и физического развития, педагогическая запущенность, нарушение эмоционально-волевой сферы. Результат реабилитации, социализации, подготовке к самостоятельной жизни ребенка зависит не только от деятельности замещающего родителя, но и также детерминируется совокупностью внешних и внутренних особенностей личности самого ребенка.  В этом случае школа может быть инструментом в помощь семье и детям по воспитанию и социализации детей из приемных семей.

3. Текст Концепции содержит положения, противоречащие друг другу. В частности, отмечаю, что содержание концепции не однородно: «двуединая» цель образовательного комплекса «обеспечить молодому поколению успешный социальный старт...» и «предоставить детям-сиротам равные со сверстниками возможности....» переплетаются в разных частях концепции и часто не связаны друг с другом. Необходимо более четко выбрать одну ведущую линию или ядро, вокруг которого будет выстраиваться вся концепция. Например, если основной задачей является «предоставление детям-сиротам равные со сверстниками возможности (...)», то остальное -  это технологии, инструменты для решения вопросов воспитания, социализации детей и поддержки семей и т.д. 

Но более сильным является поддержка линии, когда ядро это – «новый комплекс, позиционирующийся в городе и области не как «школа для сирот» или детей с проблемами, а как продвинутое учебное заведение нового поколения с программой, позволяющей любому ребенку добиться наилучших образовательных и личностных результатов» или «новый тип образовательного учреждения, создающий максимально благоприятную, разнообразную и стимулирующую к развитию среду для детей с разными условиями жизненного старта”, в этом случае дети-сироты, дети с ОВЗ – это органичная часть сильной школы, наравне с детьми из обычных семей, так как описанные методы и технологии (индивидуализация образовательных маршрутов, тьюторская  поддержка, вариативность, проектный принцип, мобильная среда) полностью соответствует организации личностно-ориентированному  образованию, в которых нуждается любой ребенок. В этом случае, специальными мероприятиями для детей-сирот могут стать психолого-медико-педагогические программы поддержки.

В концепции большое внимание уделяется практическим вопросам организации обучения детей, находящихся в условиях в приемных семей.  Основной результат деятельности образовательного комплекса – это реабилитированный, социализированный, подготовленный к самостоятельной жизни в обществе ребенок. Но в первую очередь – это результат деятельности профессионального замещающего родителя. Более того, большинство детей приходят в замещающие семьи из неблагополучных семей. Для таких детей характерны такие особенности как задержка психического и физического развития, педагогическая запущенность, нарушение эмоционально-волевой сферы. Результат реабилитации, социализации, подготовке к самостоятельной жизни ребенка зависит не только от деятельности замещающего родителя, но и также детерминируется совокупностью внешних и внутренних особенностей личности самого ребенка.  В этом случае школа может быть инструментом в помощь семье и детям по воспитанию и социализации детей из приемных семей.

4.  Текст Концепции не содержит  положений, противоречащих государственной политике РФ в сфере образования и другим документам, определяющим политику в области воспитания и развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Документ «Концепция» образовательного комплекса «Умная школа»  в полной мере обеспечивает достижение приоритетов государственной политики в области образования и защиты детства, определенных в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации, концепциях и стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды.

В настоящее время в современной государственной политике в области защиты детей-сирот обозначилась четкая и долгосрочная тенденция перехода на семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без родительского попечения, и развитие института замещающей семьи. Очевидно, что решение проблемы социального сиротства в России возможно при развитии института замещающего родительства. Но вопрос  оценки эффективности замещающей семьи недостаточно разработан.

5. Концепция школы полная, информативная, иногда избыточная, соотносится с актуальными подходами и тенденциями в сфере современного образования:

- соответствие ведущим мировым стандартам дошкольного и общего образования;

- формирование активной, независимой, но в то же время социально ответственной личности, путем использования педагогической системы психологически адекватных, гуманистических методов.

- индивидуализация процесса образования, в том числе посредством самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками. Субъектность учащихся дает им возможность двигаться в направлении осознания собственного образа, собственных жизненных и образовательных целей и позволит им выстраивать собственное образование на основе индивидуальных образовательных траекторий.

- формирование у воспитанников и обучающихся общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры.

Сильные стороны концепции  образовательного комплекса это -

- нацеленность на возможность дать детям-сиротам доступное им качественное образование для того, чтобы они могли стать полноценными и полезными членами общества, способными самостоятельно обеспечивать себя и исполнять гражданские обязанности;

- поддержка и сохранение единства общества, предотвращение маргинализации социальных сирот и появления у них чувства заброшенности и отчужденности от остального общества,  а также побудить это общество к терпимости и заботе о них.

- психолого-педагогическая модель сопровождения.

6.  Содержание Концепции является логичным и целостным, достаточно убедительным. Вместе с тем, рекомендую обратить внимание на противоречия, описанные в ответе на вопрос №3. Необходимо более четко выбрать одну ведущую линию или ядро, вокруг которого будет выстраиваться вся концепция.

7. Общее впечатление от Концепции остается хорошим.  Вместе с тем, на мой взгляд, концепция «избыточна», наблюдаются повторения основных направлений (см. рекомендации).

8.  В концепции предполагается перестроить организацию учебного процесса таким образом, чтобы в центре оказывалась деятельность учащихся. В начальной школе – это организация учебного процесса на основе целостной жизнедеятельности, когда основной формой становятся коллективные детско-взрослые игровые образовательные проекты. В основной – это формы, обеспечивающие максимально возможное разнообразие проб ребенка в самых различных видах деятельности на основе индивидуальных и коллективных образовательных проектов и пространственной организации школы. В старшей – профильное обучение, организованное не на основе профильных классов, а на основе индивидуальных образовательных программ каждого учащегося. Необходимо иметь в виду, что такой образовательный процесс может быть реализован только при активном и осознанном участии в его проектировании и осуществлении всех его участников – учителей, учеников и их родителей. В проектировании образовательной программы для всех ступеней обучения необходимо описать используемую методологию.

Образовательный комплекс должен мыслится как принципиально открытая структура, позволяющая включаться в максимальное количество социальных и культурных акций, а также самостоятельно организовывать сетевые контакты с другими образовательными организациями, предприятиями и другими социальными объектами города, области, страны. Принцип открытости также означает, что Школа включена в различные внешние контексты, сети, сообщества, являясь для них ресурсом, и, напротив, ориентирована на использование внешних ресурсов.

9. Рекомендации:

Логика построения концепции  должна строиться с формирования вопроса образа (что?), составления схемы (кто? как?), определение шагов по достижению цели (куда? зачем?), описание модели (как? каким образом?). 

Новый образовательный комплекс – это часть образовательной системы области. Здесь необходимо предусмотреть мероприятия по минимизации рисков для региона, в том числе в части кадровой политики. 

Необходимо раскрыть вводимое понятие «социально ответственное образование». 

Описать тьюторскую позицию, персональные тьюторские планы в рамках пространств, общий план организации сквозных открытых  программ дополнительного образования, которые представляют собой инструмент деятельности для каждого тьютора, и задает целостное образовательное пространство учреждения.

Уточнить, как будет изменена идеология и технология контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательного процесса, ориентированная на экспертный, диагностический и коррекционный характер взаимодействия между всеми участниками образования. Как будет отслеживаться прогресс в учебе относительно индивидуальных целей образования в ходе учебного года, так и по его окончанию.

В концепции делается упор на изучение иностранных языков, поэтому стоит рассмотреть возможность включения ОК в систему Международного Бакалавриата.

Включить в концепцию возможность контактов с зарубежными школами и университетами, участие в программах обмена (жизнь ребенка в семье).

Школа, это часть сообщества поселка. В сообществе должны быть люди, которые достигли значимых успехов в жизни, готовые помогать школе, быть частью его  сообщества. Такие члены сообщества  могут создать особую среду, оказать положительное влияние на учеников, передать им  свою уверенность в достижении поставленных целей. См. пример в Армении (Айб-школа). Важно, чтобы выпускники школы также стремились к развитию сообщества: endowment – фонд, как один из инструментов поддержки школы. 

Включить в формат метод change laboratory. Метод «Лаборатория Изменений» построен на анализе системы коллективной деятельности и ее противоречий, которые используются как источники изменений и развития.

Необходимо предусмотреть многофункциональное использование территорий и объектов – в здании и на территории школы, где населению предоставляется широкий спектр образовательных услуг: обучение использованию информационных технологий, занятия различными видами спорта, занятия в творческих мастерских и центре  ремёсел и промыслов, обучение основам кулинарного мастерства и т.д.

Предусмотреть проектирование в здании школы научного центра, включающего в себя научно-исследовательские лаборатории (естественно-научного цикла); ко-воркинг центр, лаборатории прототипирования, планетарий с возможностью  использования населением поселка.