АВТОРСТВО

Одна из базовых ценностей ОК УШ. Осознанное воплощение в деятельности личных смыслов, идей, интересов. Готовность действовать на основе внутренних побуждений, принимать ответственность на себя. Стремление отказаться от стереотипов в мышлении и действии, желание совершать самостоятельные, творческие действия и поступки, делать выбор и принимать решения на основе продуманных и ценностно осознанных критериев.

См. также «Достоинство», «Сотрудничество».

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

Событие как факт личной или общественной жизни, эмоционально и ценностно переживаемый его участниками, и приводящий к формированию их мировоззрения, развитию личностных качеств, мотивации или стратегии деятельности. Воспитательное событие бывает двух видов: спроектированное (специально разработанное для решения педагогической задачи) и естественное (случается само по себе, не планируется заранее). Естественное событие — это потенциально воспитывающая ситуация, которую нужно технологично достроить до того, чтобы решать педагогические задачи и при этом сохранить изначально присущую ему субъективную значимость для участников. В системе воспитательной работы ОК УШ в качестве основного инструмента развития субъектной позиции используются: технология проектирования воспитательного события и технология перевода естественного события в воспитательное.

См. также «Образовательная ситуация».

ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ

Объединение взрослых (педагогов, родителей) и детей на основании единства реализуемых в жизни ценностей, культурных и социальных образцов жизни и деятельности, наследования традиций и передачи их смысла и ценности следующим поколениям, осознания себя единым целым, существующим в истории и строящим будущее. Предельная включенность человека в детско-взрослую общность предполагает осознание, понимание и принятие ее ценностей, образцов и традиций (В.И. Слободчиков).

См. также «Психолого-педагогические принципы»

ДОСТОИНСТВО

Одна из базовых ценностей ОК УШ. Ценностное отношение человека к себе и другим людям, проявляющееся в признании безусловной ценности каждой  личности и ответственности перед собой и другими за свои поступки. Это высокая требовательность к себе, осознание своего долга и ответственности перед обществом. Выполнение принятых на себя обязательств с честью и независимостью, сохранение своей внешней и внутренней свободы. Связано с переживанием человеком самоценности, но раскрывается прежде всего в его отношениях с другими людьми и социальными институтами.

См. также «Авторство», «Сотрудничество».

ЖИЗНЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Технология замысливания и реализации жизненного проекта, его поэтапная развертка во времени.

См. также «Жизненный проект».

ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЕКТ

Целенаправленное и ответственное  изменение к лучшему, преобразование себя или своего образа жизни. Цели жизненного проекта всегда имеют ценностную основу, т.е. автор не просто предъявляет цель, но и обосновывает, почему это важно для него, какие ценности и смыслы стоят за этим выбором, как реализация данного проекта связана с  дальнейшими перспективами его развития. Выделяются следующие области изменений в жизненном проекте:

– карьера, профессия и образование;

– благосостояние;

– здоровье;

–личностное развитие и творческая реализация;

– социальный капитал.

Структура жизненного проекта соответствует общей логике проектной деятельности, на каждом этапе которой осуществляется ценностный контроль. Жизненный проект реализуется в краткосрочной перспективе, то есть это только маленький шаг в развитии, а не проект всей жизни.

См. также «Жизненное проектирование».

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Потенциально возможные изменения в человеке, в его знаниях, способностях и ценностях, которые важны одновременно и для решения задач образования, и для поступательного развития ребенка. Содержательно соединяют в себе возрастные нормы (понимаемые как потенциально реализуемые возможности) и социокультурные задачи образования. В ОК УШ задачи развития формулируются совместно обучающимся и педагогом. Обучающийся, опираясь на свою образовательную проблему (или образовательный интерес), формулирует задачи развития. Роль взрослого в этом процессе – помощь в удержании ребенком ценностно-смысловой рамки, осознанном принятии решения по поводу образовательного содержания задач развития и способа ее решения.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Обеспечение в образовательном процессе возможностей для реализации индивидуальных задач каждого учащегося. Процесс замысливания и реализации педагогических воздействий, адекватных системе социальных требований и целей, личностному и образовательному потенциалу ученика; процесс, который обеспечивает овладение способами познания мира и себя для реализации в данной системе социальных требований. В образовательной ситуации индивидуализация как спонтанный механизм обретения и осмысления личного опыта преобразуется в деятельность по самоопределению.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Документ, фиксирующий комплекс основных характеристик образования каждого ученика школы. Включает следующие компоненты:

1. Задачи развития обучающегося. 

2. Цель образовательной программы.

3. Индивидуальный учебный план.

4. Характеристику учебных программ.

5. Описание организационно-педагогических условий, психолого-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедур выбора и коррекции, медицинские рекомендации, рекомендации специалистов школы.

6. Систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося.

7. Описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности.

8. Описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы.

См. также «Индивидуальный учебный план».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Совокупность учебных предметов (курсов) и их уровней, выбранных для освоения учащимися из учебного плана общеобразовательного учреждения (включая внеурочную деятельность и дополнительное образование) и определенных  в порядке (последовательности) и сроках их реализации.

См. также «Индивидуальная образовательная программа»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью, одаренные дети, дети-сироты рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями. 

КУЛЬТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т. п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, точность и обязательность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков.

См. также «Культура саморазвития», «Культура созидания».

КУЛЬТУРА САМОРАЗВИТИЯ

Стремление и умение человека работать над собой, познавать новое, преодолевать трудности и собственную инерцию на пути постижения себя и открытия нового в мире. Постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения.

См. также «Культура взаимодействия», «Культура созидания».

КУЛЬТУРА СОЗИДАНИЯ

Созидание – это деятельность, направленная на организацию, создание, установление, строительство чего-либо. Это активный процесс постоянного развития, совершенствования и самореализации. Обладать культурой созидания – значит превращать проблемы в источник позитивного изменения, в новую, неизвестную ранее возможность. Не только достигать цели, но и воплощать мечты. Творить, изобретать, не боясь создать очередной «велосипед». Делать мир лучше своими руками.

См. также «Культура саморазвития», «Культура взаимодействия».

МЕТАФОРА

Вся совокупность форм переноса свойств одного объекта (или класса объектов) на другой объект (или класс объектов).

См. также «Сказочная метафора».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Система объективных условий реализации образовательной деятельности в ОК УШ. Включает в себя ресурсы, организационную культуру, уклад, традиции, архитектурно-пространственную организацию и информационно-коммуникативную среду ОК. Создается на основе принципов разнообразия, открытости и мобильности, модульности, технологичности, эргономичности и экологичности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Спроектированная (специально организованная) взрослым под конкретные задачи развития субъектной позиции деятельность, в которую включен он сам и его воспитанники. В основе образовательной ситуации всегда лежит деятельность, имеющая ценностные основания, а перед ее участниками стоит двойная задача: осуществить деятельность и воплотить в ней и ее результате осмысленную и принятую ценность. В ОК УШ используются различные виды образовательных ситуаций: образовательная ситуация, построенная на ценностном образце; образовательная ситуация, построенная на ценностном выборе; образовательная ситуация, построенная на ценностном приоритете.

См. также «Воспитательное событие».

ОТВЕТСТВЕННОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЬЮ

Особый образ жизни человека, предполагающий определенные качества, стратегии поведения, нравственные чувства и переживания, стиль общения с другими людьми и многое другое. Представляет собой соединение трех культур: саморазвития, созидания и взаимодействия (см. «Культура саморазвития», «Культура созидания», «Культура взаимодействия»), а также создает условия для присвоения трех основных ценностей ОК – личного достоинства, авторской жизненной позиции и сотрудничества с другими людьми (см. «Достоинство», «Сотрудничество», «Авторство»). Готовность и способность выпускника ответственно распоряжаться собственной жизнью рассматривается как идеальный конечный результат деятельности ОК УШ. Готовность предполагает ценностно положительное принятие самой идеи ответственного и проектного отношения человека к своей жизни. Способность – наличие компетенций, позволяющих это ценностное отношение превратить в стратегии действия. Это означает, что выпускник ОК УШ, опираясь
на нравственные ценностные основания:

– ставит жизненные цели;

– привлекает ресурсы для их достижения;

– выбирает эффективные способы действия;

– выстраивает сотрудничество с другими людьми;

– несет ответственность за результат;

– осмысляет свой жизненный опыт и ставит новые цели

ОТЗЫВЧИВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Многофункциональное пространство, которое может быть трансформировано для эффективного решения образовательных задач и учета потребностей субъектов образовательных отношений.

ПРОЕКТНОСТЬ (ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД)

Один из психолого-педагогических принципов ОК УШ. Особый способ существования (образ жизни), основанный на способности человека к непрерывному творческому переосмыслению и изменению действительности (окружающего мира и самого себя) на основе имеющегося авторского замысла.

См. также «Психолого-педагогические принципы».

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Основные идеи, заложенные в концепцию построения ОК. Назначение данных принципов – связать воедино ценностно-целевую идею (миссию) учреждения и содержание рабочих процессов, из которых будет складываться практика жизни ОК. Принципы определяют важнейшие условия, при которых в этих рабочих процессах возможна последовательная реализация идеи и достижение результата.

Группа 1: принципы, определяющие цели образовательной деятельности. Данная группа принципов дает целевой ориентир, показывает, ради чего создается данная образовательная организация.

– Приоритет целостного развития человека.

– Авторская позиция ученика.

– Нравственные ценности как основа развития.

– Социальный лифт.

Группа 2: принципы, задающие требования к организации образовательной деятельности. Данная группа принципов определяет, как достичь цели.

– Событийность образовательного процесса.

– Продуктивная насыщенность образовательной среды.

– Соотнесенность ступеней образования и индивидуальных задач развития.

– Баланс образовательных технологий и педагогической уникальности в ситуации взаимодействия взрослого и ребенка.

– Проектность как способ и стиль жизни ОК.

– Детско-взрослая общность как условие индивидуального развития.

Комплексная реализация принципов позволяет воплотить в жизнь заявленную миссию организации.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

Совокупность характеристик психологического развития ребенка или подростка в определенный момент, соотнесенная с моделью возрастного развития обучающихся ОК УШ. Показатели статуса отражают актуальное состояние и перспективы (риски, зоны возможного успеха) развития ребенка или подростка в образовательной среде. В него включаются те параметры психологического развития, знание которых необходимо для решения задач индивидуализации образования на различных этапах обучения.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вид профессиональной деятельности специалистов ОК УШ, направленный на создание условий для индивидуализации образования и решения обучающимися индивидуальных задач развития. Служба психолого-педагогического сопровождения обеспечивает эти условия информационно и технологически, а также координирует взаимодействие всех субъектов, включенных в процесс индивидуализации.

СКАЗОЧНАЯ МЕТАФОРА

Вся совокупность форм переноса свойств одного объекта (или класса объектов) на другой объект (или класс объектов) с опорой на сказочные образы и сюжеты. Осуществляется через речевые построения, игру, драматизацию, невербальное взаимодействие и т.п. В дошкольном отделении ОК УШ сказочная метафора как концепт, в наибольшей степени отвечающий особенностям и задачам развития дошкольника, является системообразующим фактором, позволяющим объединять наиболее продуктивные идеи и технологии дошкольного образования. Сказочная метафора – медиатор всех применяемых в дошкольном учреждении форм, средств, методов, технологий, всех видов образовательной деятельности, всех принципов и идей – как имеющихся, так и будущих.

См. также «Метафора».

СОТРУДНИЧЕСТВО

Одна из базовых ценностей ОК УШ.

Это общая позитивная установка на совместные действия и открытость в предъявлении намерений; субъектность в большей степени способствуюет достижению каждым личных целей, чем скрытность и противостояние.

См. также «Авторство», «Достоинство».

СУБЪЕКТНОСТЬ

Инструментальная составляющая субъектной позиции (см. также «Субъектная позиция»). В самом общем значении — способность человека управлять своей деятельностью. Субъектность — способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни (В.И. Слободчиков, 2010).

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ

Система отношений человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать жизненные выборы и поступки на основе присвоенных социально и культурно значимых ценностей. Проявляется в таких качествах человека, как:

– «идеальность», или внутренняя открытость миру ценностей и смыслов;

– инициативность в претворении собственных ценностей;

– осознанность в целеполагании;

– компетентность в реализации целей;

– ответственность за собственные действия и их последствия;

– критичность в оценке себя, своих действий, условий и результатов;

– «длинная воля» (готовность к преодолению трудностей, противостояние влияниям);

– признание и учет субъектности других людей.

См. также «Субъектная позиция»

ЦЕННОСТНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

Профессиональная деятельность специалистов ОК УШ по выстраиванию ценностного диалога с воспитанниками. Содержательно разворачивается вокруг проблем и задач образовательных выборов. Ценностное наставничество направлено на реализацию целей развития субъектной позиции обучающихся и индивидуализации образования. Задача ценностнго наставничества — помочь обучающемуся самостоятельно определить для себя ценностную составляющую своего образования в настоящем (и вместе с тем передать ему инструмент такого самоопределения в будущем) и с учетом этого самоопределиться в личных целях образования.