Сведения об эксперте

Фамилия, имя, отчество: Рачевский Ефим Лазаревич

Место работы, занимаемая должность: директор Государственного Автономного Общеобразовательного учреждения города Москвы Центр образования No 548 «Царицыно».

Стаж работы по специальности: 32 года.

Звания, награды и регалии: Народный учитель РФ, член Экспертного совета Правительства РФ.

Результаты экспертизы

Мы имеем дела с ярко выраженным социальным проектированием. Поиски аналогов как в актуальном, так и в ретроспективном ключе, не дали позитивных результатов. Исключение разве что представляет описанная когда-то, но изрядно забытая комунная жизнь, организованная для несовершеннолетних А.С. Макаренко, и очень известная в конце двадцатых годов Болшевская коммуна в Московской области под руководством М.С. Погребинского, описанная в книге последнего «Фабрика людей».  История реализованных социальных проектов крайне скудна. Почти никто не смог повторить опыт Макаренко, более того, его опыт принимался образовательным руководством страны как отрицательный: «Система Макаренко – не есть система советская». Очевидно, из-за того, что на общем фоне вербальной ажитации советской пропаганды, слова Макаренко о том, что ««Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство» или высказанное в ситуации всеобщих нищеты и ограничений: «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив»», представлялись ярко выраженным политическим вредительством.

В современной России есть очень небольшой опыт успешного социального проектирования, направленного на образование детей, требующих особого внимания из-за того, что они оказались в сложной жизненной ситуации. Например, образовательный центр «Китеж» в Калужской области, небольшой, всего 44 воспитанника. Создатель и руководитель этого уникального образовательного сообщества Дмитрий Морозов пишет: «В Китеже живут дети из детских домов, которые попадают к нам, пройдя такие тяжелые испытания, которые и взрослого-то человека могут сломать. Они не верят в разумность и изначальную доброту мира. Еще бы, весь жизненный опыт этих детей совершенно недвусмысленно свидетельствует о том, что мир взрослых враждебен: пьяные родители лишали еды и награждали побоями, милиция ловила по подвалам, учителя ставили двойки. Обычно эти дети делают вывод: для того чтобы выжить, надо уметь драться, никому не доверять, прятаться и воровать еду и деньги» (http://kitezh.org/about).

Иркутский проект отличается от всех иных попыток, удачных и провалившихся, консолидацией ресурсов, целей, намерений, взглядов, ценностей, подходов, технологий. Пожалуй, впервые мы имеем дело с государственным заказом региона, направленным на ломку традиционалистских социальных уложений советского времени, получивших свою интерпретацию в форме детских, сиротских домов как наследие трагических периодов нашей долгой, почти всегда военной, истории.

Концепция направлена на выполнение социального заказа: обеспечить сиротам семейное жизнеустройство. В нашей педагогике само понятие ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО встречается нечасто. Как правило в целеполагании концепций социального проектирования звучит СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. Мне представляется важным противопоставление, а не дополнение этих понятий, поскольку социальная адаптация предполагает пассивное включение в жизненные реалии, порою связанное с жертвенной неизбежностью подчиниться суровым требованиям повседневности. Поэтому жизнеустройство детей, оставшихся без традиционных семейных условий бесспорно является важной задачей, во многом опережающей актуальное состояние социальной политики. Если опыт ОК окажется успешным, есть надежда на его широкомасштабное тиражирование.

Создание школы вместе с семейным поселком как целостного образовательного комплекса, который использует эффективные методики деятельностного образования, инклюзии, социальной адаптации, психолого-педагогического и медицинского сопровождения, может стать универсальной моделью организации, способствующей успешным жизненным стартам.

Вторая цель проекта – создание места переподготовки педагогов, создание кадрового ресурсного потенциала для региона – в настоящее время является актуальным, поскольку в системах повышения квалификации по-прежнему доминирует предметно-учебная направленность. Практически все, что связано с инклюзией, в отечественном образовании пока является эксклюзивным.

Соответственно определяются и подходы к измерению образовательного результата: ключевым индикатором являются степень соответствия личных жизненных целей и актуальных возможностей ребенка, а затем факт их достижения на разных этапах школьной и последующей взрослой жизни.

Измерение результатов в социальном и образовательном проектировании является чрезвычайно проблемной зоной. Зрелость выпускников школ фиксируется в документе – «аттестат зрелости», при этом опосредованными измерителями успешности является совокупность баллов, выставленных в этом документе. Сложно измерить любые формы социальной успешности в силу их неподвластности прямым количественным показателям. Поэтому использование авторами Концепции ключевого индикатора в виде степени соответствия личных жизненных целей и актуальных возможностей ребенка и уровнем их достижения на разных этапах школьной и затем взрослой жизни представляется целесообразным.

Прорывным элементом Концепции являются 7 базовых принципов, которые легли в основу документа. Ключевыми из них являются: совместная социализация детей из различных групп, разделение по возрастным ступеням в процессе образования. Дифференциация образовательных задач, разнообразные социальные практики и пр. Важным представляется принцип сопровождения выпускников комплекса как формы продолжения дальнейших совместных образовательных действий.

Из 8 ключевых проектных идей, которые также являются основой построения концепции ОК, наиболее привлекательными представляются семейное жизнеустройство ребёнка, его участие в распределении зон ответственности и интеграция детей с различными образовательными потребностями. На последнем останавливаюсь особо: современная большая или маленькая общеобразовательная школа как раз и является институализированным   образовательным пространством, в котором интегрированы дети с различными образовательными потребностями. Впервые в России Закон об образовании создает все нормативные условия для учета и реализации этих потребностей. Но жизненные реалии и условия таковы, что чаще всего эти элементы образовательных программ являются предметом имитации и отчетности. В массовой современной школе эта задача пока что лишь обозначена, как приоритетная. В Концепции содержатся конкретные шаги, технологии, способы реализации программ для детей с различными потребностями, многие из них прописаны вполне технологично, и, возможно, станут объектами тиражирования в отечественном школьном образовании.

«Реализация потенциала ФГОС» – позиция, представленная лаконично и в императивной тональности, привлекает своей актуальностью. Содержание новых образовательных стандартов, в совокупности с действующими 273 и 83 Законами позволяет создавать уникальные образовательные возможности, нацеленные на персональное образование в массовой школе, учиться в любом темпе, в любом месте, на основе разнообразного предметного содержания. Особенность ФГОС – возможность реализации принципов деятельностной педагогики. При условии учета индивидуального прогресса ребенка, использовании технологий формирующего оценивания, эта проектная идея, несмотря на тривиальность ее звучания, может стать прорывной.

В концепции представлено «Видение результата» ее реализации. Как и во всякой сложной гуманитарной системе, обозначенные признаки результата сложно измеримы, особенно такие  категории, представленные в документе, как новый тип образовательного учреждения, выпускника, педагога, взаимодействия «учитель-ученик», образовательного процесса. Тем не менее, решение амбициозной задачи создания «типовой» новизны столь сложных явлений может быть представлено с перечнем необходимых измеримых показателей, свидетельствующих о динамике продвижения к успеху. Подобный подход позволит избежать множественности толкований при оценке проекта.

Принципиально новым и вполне измеряемым достижением могут стать параметры эффективности работы ОК, разработанные авторами: выравнивание образовательных результатов детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, и иных категорий детей, социальная динамика их семей, создание и сохранение выпускниками собственных семей, финансовая независимость выпускников и пр. Подобного рода социометрия в действительности является истинным измерителем эффективности и актуальности образовательного процесса в комплексе. В документе я не нашел (кроме представленных вариантов видения результатов) измеряемые позиции результативности реализованной модели. Полагаю, что это не является недостатком документа, поскольку предлагаемые ценности, корпоративная культура, технологии и принципы рано или поздно смогут дать варианты измеряемых результатов и набор измерителей.

Концепция не содержит положений, противоречащих друг другу, принципам, изложенным в иных основополагающих документах, связанных с созданием ОК.

Если сделать сопоставительный анализ текста Концепции и текстов, являющихся содержательными и нормативными источниками развития образования в cтране, мы увидим, что Концепция не только не противоречит государственной политике РФ, основы которой изложены в Государственной программе развития образования на период до 2020 года, но и развивает многие положения и ориентиры государственной политики. Это относится к ключевым векторам документа: социально ориентированное образование, равный доступ к качественной школе, профильное обучение как способ  жизненного и профессионального самоопределения, инклюзивное образование, новое видение кадрового потенциала педагогического сообщества, деятельностные принципы педагогики, общественно-государственное управление комплексом, метапредметные основы подбора содержания, психолого-педагогическое сопровождение, индивидуализация учения, создание корпоративной культуры организации, объективное экспертное оценивание учебных достижений, формирование школы ступеней как структурного единства образовательной организации, инклюзия в воспитании, учении, развитии, привлечение семьи в качестве активного субъекта образования. Реализация Концепции в виде действующей модели может стать эффективной стажировочной площадкой для организаторов и управленцев образовательных систем страны.

Принцип построения документа ориентирован на вполне внятный подход от общего к особенному. Важным элементом является раздел «Краткое содержание», он позволяет при первичном прочтении уже составить целостный образ документа, понять, про что это. Дефицитом подобного подхода страдает основная масса подобных текстов, которые обрушивают на читателя множество сложных посылок и умозаключений, часто носящих компилятивный характер. Концепция написана языком, доступным для всех субъектов образования: родителей, учителей, чиновников, сторонних читателей. Подобный подход делает документ объектом конструктивного присвоения изложенных в нем представлений, ценностей, способов решения образовательных задач широким профессиональным сообществом.  В целом структуру документа можно представить схематически следующим образом: ЧТО – ПОЧЕМУ – КАК – СКОЛЬКО – КОГДА – КТО – С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО – НА ОСНОВЕ ЧЕГО.

Ясные ответы на эти вопросы делают концепцию рабочим документом. В нем содержаться концептуальные подходы и основы образовательной парадигмы, образовательная программа, системы принятия управленческих решений, ресурсные факторы влияния, их учет, перечень, обозначены риски, прописаны конкретные технологии и локальные институты жизнеобеспечения, образования, кадровой политики, хозяйствования и пр.

Перечисленные выше сильные стороны документа делают его востребованным не только для авторов и участников проекта, руководства Иркутской области, но и для широкого профессионального сообщества.

К числу его недостатков я бы отнес все-таки дефицит индикаторов, измерителей в плане реализации концепции и образовательной программы. В представленном плане «Основные этапы реализации проекта» достаточно четко и обоснованно отражены годичные периоды реализации ввода ОК, именно этот фрагмент документа предлагаю дополнить измеряемыми количественными показателями и перечнем рисков, которые неизбежно возникают при реализации таких масштабных проектов.

В заключение: изучив документ, написанный хорошим и доступным языком, лишенный информационной энтропии, конкретный по своей сути, осязаемый по своей реалистичности и нужный по острой своей востребованности, я считаю, что Концепция может претендовать на статус серьезной региональной программы, имеющей большой потенциал для использования в российском образовательном пространстве.